Что такое тадж-махал? где он находится?

Архитектура Тадж-Махала

Его составляют:

  • Darwaza – главные ворота;
  • Rauza – мавзолей;
  • Masjid – мечеть;
  • Naqqar Khana – гостевой дом;
  • Bageecha – сад.

Комплекс открывается массивными мраморными воротами с изящными арками, башнями и маленькими 22 (по количеству лет строительства) куполами. На воротах высечены изречение из Корана, заканчивающееся словами Всевышнего, обращёнными к душе праведника «Войди в Мой рай!». За входом расположен 300-метровый сад с оросительным каналом и мраморным бассейном. Центральное сооружение комплекса Тадж-Махал – мавзолей, находится в глубине сада, являющегося дорогой к нему.

Беломраморный мавзолей построен на приподнятой огромной каменной платформе. Симметричное здание с арочным проёмом достигает высоты 74 м. Оно увенчано большим 35-метровым куполом в форме луковицы, окружённым четырьмя маленькими куполами. На их вершинах установлены позолоченные украшения, а на главном куполе – бронзовый исламский полумесяц (первоначально он был золотым). При наблюдении здание кажется воздушным благодаря одинаковой ширине и высоте, огромным нишам, прорезающим фасад, и главному куполу, как бы тянущем вверх всю конструкцию.

Вокруг – четыре 40-метровых минарета, немного отклонённые вовне. Это сделано специально на случай землетрясения с тем, чтобы обезопасить мавзолей. По обе стороны от него находятся мечеть и повторяющий её форму симметричный гостевой дом. Мечеть наиболее красива при закате, а гостевой дом – на рассвете.

Стены мавзолея расписаны традиционными для мусульманских религиозных сооружений растительными и геометрическими орнаментами. Они инкрустированы полудрагоценными камнями – яшмой, нефритом и жёлтым мрамором. Мастерство создателей поразительно: некоторые декоративные элементы размером 3 см содержат более полусотни драгоценных инкрустаций. Пространство вокруг арочных проёмов покрыто надписями с сурами из Корана. Все они кажутся одинакового размера. Эта оптическая иллюзия создаётся увеличением размера шрифта и межбуквенного расстояния по мере удаления от пола.

Под главным куполом находятся кенотафы (ложные надгробия) Мумтаз Махал и Шах Джахана, украшенные орнаментами и инкрустациями. Саркофаг Шах Джахана, сооружённый позже, единственный асимметричный компонент во всём комплексе. Стены погребального зала покрыты орнаментами из каменных цветов. Настоящие могилы расположены под главным залом внутри цокольного этажа, и закрыты для посетителей.

Путешествие в Индию

Информация для туристов

Из Дели в находящуюся в 200 км от столицы Агру можно доехать несколькими способами:

  • поездом Shatabdi Express, отбывающим от New Delhi Station в 6:00 утра; время в пути – 2 часа, цена билета в вагоны разного класса – 400 INR – 750 INR (индийских рупий);
  • поездом Taj-Express от Nizamuddin Station в 07:15, прибывающим в Агру через 3 часа;
  • автобусом экспресс за 3 часа;
  • на такси за 2000 INR.

Из Агры в Тадж-Махал можно доехать на рикше или такси. Рекомендуется пользоваться услугами государственных prepaid-такси, отличающихся умеренной ценой – 150 INR, и порядочностью водителей. Билет на поездку нужно купить в кассе, находящейся прямо напротив выхода из железнодорожного вокзала Агры.

Тадж-Махал открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы и месяца Рамазан, с 6 до 19 часов. В вечернее время с 20:30 до полуночи памятник можно посещать 5 дней в период полнолуния. Разрешены съёмки любительской аппаратурой, но только от входа: они обойдутся в 25 INR. Билет за 750 INR необходимо приобрести за день до посещения по адресу 22, The Mall Road в Archaeological Survey of India office. Водители рикш знают это место как Taj Mahal Office.

A symbol of love in marble

Every morning the same moving spectacle repeats itself. At first, shy and then forcefully, the Sun’s rays illuminate the powerful monument
built on the bank of the Yamunâ: The vague silhouette waiting in the gray calm of the night becomes again the glittering jewel of the Indo-Islamic
architecture.

What must have been the emotion of Shah Jahan when he could celebrate the completion of the Taj Mahal! In the year of the death of his favorite
wife, Mumtaz-i Mahal, the Mughal Emperor brought several thousand workers from the major centers of
Eastern architecture, Lahore, Delhi, Shiraz and Samarkand to achieve this grandiose project. It is believed that the main builder was Imperial
architect Ustad Ahmad Lahori. But the name of the true author of the project remains uncertain: Jahan, known for his artistic talents, was perhaps
personally the spiritual father. With an extreme ambition, his project was as grandiose as it was expensive; no doubt he wanted to surpass all the
marvels of the world of the time.

A Mughal mausoleum must preserve the memory of the deceased and constitute their place of eternal rest, the environment of the Taj Mahal was
also designed with the necessary luxury. The wide alleys of the gardens, the immense portals, and the
wide alleys reserved for the guests, suggest that the emperor and his court should surround the memory of Mumtaz-i Mahal.

Behind the entrance patio surrounded by arcades pierced by four gates, an idyllic view is offered to the gaze: In the south, a garden divided
into four, with marble terrace and central fountain, to the north, on a sandstone terrace ‘extending across the width of the garden, the
mausoleum and its annexes, a mosque to the west and a meeting hall identical to the east.

The coordination of colors, too, is imprinted with the sense of Indian harmony. The green of the cypresses and flower beds is in harmony with
the blue water of the canals and the warm red of the lateral sandstone monument. This grace completes the whiteness enhanced by the colors of the
marble mausoleum, according to the remnant principle in the monuments of Jahan: every paroxysm includes a beginning and an end. This is why the
mausoleum seems to float in weightlessness. Besides the marble structure that hangs light, the high gates and the vertically aligned side niches
reinforce this impression. Finally, the four minarets rising at the corners of the main building enhance
the elevation effect. As one guest reported during the inauguration, this ascending effect can be compared to a votive prayer rising to the sky.
The mausoleum unites the formal elements that influenced the architecture of northern India in the seventeenth century. Its
double dome — its bulbous exterior dome resting on a drum covers an octagonal plane — is of a purely Persian
design. In the same way, the facade is defined by the sober unity of geometric form. On the other hand, its «Florentine mosaics», also known as
pietra dura — inlaid in the marble of polished semi-precious stones and absence of joints — and the bases of the
reliefs, in spite of their Persian motifs, reflect the Indian spirit without context, felted and fairytale.

Like a magnet the mausoleum attracts visitors from all walks of life to Agra. Guards control the
access to the main hall connected to four small pavilions. With great respect, the crowd revolves around the perforated marble screen, bordered
by inlaid semiprecious stones, behind which one sees the cenotaphs. The remains of Mumtaz-i Mahal are kept safe in the crypt, a floor below.

Next to it is the sarcophagus of Jahan, who never managed to realize the second part of his dream of marble, namely his own mausoleum on the
other side of the river. The sick emperor was deposed and imprisoned by his son Aurangzeb in 1658. The latter, however,
fulfilled his father’s wish to have his view of the memory of a white man from his prison at the Red Fort bursting with his great love.

Albrecht G. Schaefer, reprinted from «Les trésors du patrimoine mondial», edition France Loisirs.

Фото внутри

Изнутри комплекс поражает своим великолепием и размахом. Арочные ворота, украшенные каллиграфией, составляют борта гробницы. Вертикальные выступы (пилястры)стен украшены прелестными бутончиками цветков лотоса.

Пройдя через возвышенную комнату в центре и четыре комнаты в виде восьмиугольника, можно лицезреть Тадж-Махал во всём его внутреннем великолепии. Эти комнаты были изначально предназначены для установки в них могил других представителей королевского рода.

В центральном помещении расположен памятник Мумтаз Махал, а слева и чуть выше него – Шаху Джахану. Памятники имеют персидские надписи, а монумент покойной жене императора отмечен записями из Корана.

Над могилами горят кайренские лампы, пламя которых можно является негасимым. Возле могил расположены впадины, украшенные различными полудрагоценными камнями, оставленными в качестве признательности посетителями за создание такого уникального архитектурного сооружения. А недавно мы писали про самые древние храмы Индии и про озерный дворец Джаг-Нивас.

Визуальные эффекты

Интересно, что Тадж-Махал, фото которого вызывает чувство восхищения даже у самого равнодушного к архитектуре человека, проектировался с учетом оптических иллюзий, весьма необычных для того времени.

Чтобы попасть во дворец, сперва надо пройти арку, ведущую к достоянию мировой культуры. И здесь возникает интересный визуальный эффект: по мере приближения к ней здание как будто удаляется. То же самое происходит при выходе из арки, когда кажется, что Тадж-Махал неведомым образом становится намного ближе, чем раньше.

Еще одна оптическая иллюзия, которая вводит в заблуждение посетителей: им кажется, что расположенные рядом с мавзолеем минареты возведены параллельно. На самом деле они немного отклоняются в стороны, и такой проект был оправдан защитой дворца в случае землетрясений. Огромные башни не повредили бы мавзолей, а упали рядом с ним. Удивительно, но сейсмически опасное место избежало катаклизмов.

Тадж-Махал — краткое описание и факты

Тадж-Махал — действительно очень красивое здание. Ни одно полное и тем более краткое описание Тадж-Махала, фото или видео не сможет передать истинную красоту этого сооружения.

Архитектура передает смесь индийского, персидского и исламского зодчества. Крепостные стены по углам обрамлены башнями-павильонами. В центре возвышается само здание усыпальницы в переливающихся цветах в зависимости от освещения. Ночью он кажется ослепительно белым, а в период разлива реки вся эта красота ровно отражается в ее течении. 

С трех сторон здание окружает парк. Фасад дворца составляет мраморный портал, соседствующий по сторонам с двумя купольными башнями. По центральной оси мавзолея перед фасадом Тадж-Махала находится оросительный канал, разделенный бассейном. От бассейна в сторону четырех минаретов протянуты дорожки, на которые из-за случаев суицида доступ закрыли.

Архитектурный комплекс

Все здания архитектурного комплекса Тадж Махал, Агра с геометрической точки зрения были чрезвычайно тщательно спланированы. Центральным зданием комплекса является мавзолей, повествующий об истории любви правящей четы Индии. Окружают это чудо света с трех сторон возведённые из красного песчаника зубчатые стены, оставив, таким образом, открытой для просмотра возможность лишь со стороны реки.

Усыпальница Тадж Махал, Агра окружена ещё несколькими гробницами, в которых были похоронены другие жёны правителя (их также возвели из красного песчаника, который часто использовали при постройке склепов того времени). Неподалёку от главного мавзолея расположен Музыкальный дом (сейчас там находится музей).

Главные ворота, как и основное здание, сделаны из мрамора, вход украшает ажурный портик белого цвета, сверху – одиннадцатый куполов, по бокам расположены две башни с белыми куполами. По обе стороны центральной усыпальницы были построены из красного песчаника два больших сооружения: здание слева жители Агры использовали как мечеть, а правая служила пансионом. Построили их для баланса – чтобы во время землетрясения ничего не разрушилось.

Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров. Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн, в котором полностью отражается мавзолей (от него к четырём минаретам ведут дорожки).

Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид ее существенно изменился – и она стала походить на обыкновенный английский газон.

Немного истории

Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.

История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.

После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.

Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.

Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1943 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.

Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.

В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.

Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.

Настоящее время

Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.

Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.

Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.

Строительство

На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока.

Агра

Бурханпур

Макрана

Шри-Ланка

Тибет

Афганистан

Пенджаб

Месторасположение Тадж-Махала (Агра) и расположение мест, откуда доставлялись некоторые из материалов, использовавшиеся при строительстве

Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Площадь размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) была перекопана, произведена замена грунта для уменьшения инфильтрации, уровень площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде, Шах-Джахан огласил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.

Для транспортировки мрамора и прочих материалов к месту строительства был построен пятнадцатикилометровый пандус из утрамбованной земли, и тридцать быков тащили блок за блоком на стройку на специальных запроектированных повозках. Тщательно разработанная объёмно-рамная конструкция с блоками использовалась для поднятия блоков на нужный уровень. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Строительство гробницы и платформы заняло примерно двенадцать лет. Остальные части комплекса строились ещё десять лет, и завершались последовательно: минареты, мечеть, джаваб, Большие ворота. Поскольку строительство велось этапами, существуют различные точки зрения о том, что можно считать окончанием строительства Тадж-Махала. К примеру, сам мавзолей был закончен к 1643 году, но после этого работы продолжались на оставшейся части комплекса.

Оценки стоимости строительства весьма разнятся ввиду сложности учёта цен многовековой давности. Приблизительно общая стоимость строительства по тем временам составила около тридцати двух миллионов рупий.

Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились с острова Шри-Ланка, а карнеол — из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.

На стройке трудились двадцать тысяч рабочих, собранных по всей северной Индии. Среди группы из тридцати семи человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов. Некоторые из строителей Тадж-Махала:

  • Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи — турецкий архитектор, дизайнер главного здания.
  • Устад Иса (англ. Ustad Isa) (Иса Мухаммад Эффенди) из Персии — персидский архитектор, ученик Синана, его часто называют главным создателем архитектурного образа памятника.
  • Пуру из Бенаруса, Персия — упоминается как надзирающий архитектор.
  • Казим Хан, выходец из Лахора, — отлил золотое завершение шпиля.
  • Chiranjilal, резчик по камню из Дели — главный скульптор и специалист по мозаике.
  • Аманат Хан из Шираза, Иран — главный каллиграф.
  • Мухаммад Ханиф — главный из каменщиков.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Экскурсия в Тадж-Махал

Утро выдалось несколько туманным. Что настораживало, поскольку в интернете пишут, что зимой можно и совсем не увидеть Тадж-Махал из-за тумана. Как написала одна туристка: «Смогла его только пощупать».

Мы подъехали на автобусе с электродвигателем к кассам Тадж-Махала. Машинами с двигателями внутреннего сгорания там пользоваться нельзя, чтобы не загрязнять воздух.

Мы купили билеты, для иностранцев они стоят 1000 рупий».

На входе проверяют не менее строго, чем при посадке в самолёт, с прохождением через рамку и ощупывание.

Дальше шли пешком.

На входе стоят огромные красные ворота с 11-ю маленькими башенками. Это характерная особенность мусульманских сооружений в Индии: в окружённый стенами двор можно попасть через ворота с башенками.

Пройдя через относительно небольшую арку, наконец, выходишь к Мавзолею.

Здесь первое чудо: когда идёшь через арку, Тадж-Махал кажется огромным и занимает весь проём, а когда выходишь, то видишь, что до него далеко, и он кажется маленьким. Тут возникает первое «ах».

До Тадж-Махала идёшь вдоль вытянутого прямоугольного бассейна, дно которого окрашено в синий цвет. Поэтому вода кажется синей. Вода, надо отдать должное, прозрачная, чего в условиях тропиков добиться очень трудно. А вот дно бассейна не очень чистое.

Дорожки, ведущие к мавзолею, обсажены невысокими кипарисами, вдоль них разбиты стриженые газоны. Говорят, что изначально здесь были разбиты цветники из роз, а газоны – это уже английское нововведение. Англичане не знают ничего краше ровных газонов, а здесь, думается, лучше бы подошли розы.

Тадж-Махал лучше всего смотрится издалека. Что тут сказать: чудо – оно и есть чудо, это нужно видеть.

Перед тем, как подняться к самому мавзолею, нужно надеть выдаваемые при покупке билета белые бахилы.

Когда подходишь, то становятся видны швы между мраморными блоками, минареты становятся похожими на обычные маяки. Не воспринимается Тадж-Маахал по частям, не распадается. Его нужно видеть целиком.

С высокой, вымощенной мраморными плитами площадки вокруг мавзолея видна неприглядная река Джамна с мутной водой. Река со стороны мавзолея и с противоположного берега огорожена колючей проволокой. В нашу бытность в воде около берега лежала дохлая корова. Говорят, с другого берега полюбоваться Тадж-Махалом сейчас не получится. «Там живёт армия», — сказал гид.

Но и рядом Тадж-Махал красив. Впечатляют узоры из мрамора и мозаики из полудрагоценных камней. Украшают стены и изящные арабские надписи.

Внутри мавзолея фотографировать нельзя. Но я этого не понял и сделал несколько кадров, пока мне не сказали. Однако внутри и нет ничего особенного. Там стоят 2 надгробия, побольше – шаха, поменьше – Мумтаз-Махал. Свет проникает через ажурные мраморные решётки, но его мало. Внутри – полутьма.

По бокам от мавзолея ещё 2 симметричных здания. Одно – действующая мечеть, другое – караван-сарай, или, по-русски, гостиница. Они тоже неплохи, но никакого сравнения с мавзолеем.

Полюбовавшись на мавзолей вблизи, мы отправились на выход, бросая взгляды на удаляющееся чудо.

белым цаплям мавзолей тоже нравится

прощальный взгляд

Тадж-Махал нисколько меня не разочаровал. Бывает, что ждёшь чего-то, а когда видишь, то вроде и ничего особенного. Тут – нет. Тадж-Махал – это восторг. Идеал, к которому ни прибавить, ни убавить. Подумалось, не оказал ли влияния на архитекторов, сотворивших это чудо, итальянец Андреа Палладио, уж больно похожи принципы. Теоретически мог, поскольку жил на несколько десятилетий раньше, а в строительстве мавзолея (по крайней мере, в создании мозаик) принимали участие венецианские мастера. В любом случае, архитекторы, создававшие Тадж-Махал, очевидно, были в курсе тогдашних мировых тенденций в архитектуре, в тренде, так сказать. И создали несомненный шедевр.

Отели в АгреЭкскурсии из Дели

Оформить страховку от COVID-19Промокоды AF300putevyeAF500putevye Полезные сайты для подготовки к путешествию

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Ещё…Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Интересные факты и мифы

С историей строительства Тадж-Махала связано множество мифов и легенд. Одна из них гласит, что правитель великих моголов жестоко расправлялся со всеми архитекторами дворца, а рабочих заставлял подписывать бумагу, что они никогда не будут принимать участие в постройке даже отдаленно похожих строений. По мнению историков, эта легенда вполне могла быть правдой, ведь Шах действительно мечтал, чтобы это творение оставалось неповторимым.

Вторая легенда гласит, что на противоположном берегу реки Джахан хотел построить точно такой же дворец, только из черного камня. По задумке два этих строения должны были символизировать вечный союз двух влюбленных. Он не успел этого сделать, ведь правителя сверг собственный сын и посадил великого хана в темницу, из окон которой он всю свою жизнь смотрел на собственное творение.

Учитывая тот факт, что до сих пор неизвестно, кто же на самом деле был автором этого храма, западные газеты уже успели сочинить легенду о том, что строилась достопримечательность по проекту итальянского подданного Д. Веронио. Легенда это основана на том лишь факте, что Веронио посещал Индию в момент начала строительства мечети. Это утверждение очень спортное, ведь итальянец даже не был архитектором, а профессия его была связана с изготовление ювелирных украшений.

Еще одна невероятная выдумка связана с этой необычной и величественной мечетью. Один из местных историков утверждает, что архитектурный памятник ранее был храмом бога Шивы, а Шах завоевал его и присвоил себе. Автор этой теории даже подал иск в Верховный Суд, чтобы это чудо света причислили к числу памятников индуизма, но суд иск отклонил.

Мавзолей Тадж-Махал в Индии — История архитектурной жемчужины

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Силуэт Тадж-Махала известен как неофициальный символ Индии. Этот мавзолей — общепризнанный величайший монумент преданной любви, одно из семи новых чудес света и наиболее романтичное место на земле.

Тадж-Махал сочетает в себе элементы индийского, персидского и исламского архитектурных стилей. Усыпальница возведена на вымощенной белым мрамором террасе.

Мавзолей представляет собой компактное пятикупольное сооружение с традиционными для архитектуры Индии срезанными углами. Двойной купол совершенной формы окружен четырьмя минаретами, стоящими на основаниях из красного песчаника. С двух сторон от усыпальницы симметрично построены совершенно одинаковые мечети из красного песчаника.

В самой усыпальнице также царит гармония, центром которой служит гробница Мумтаз-Махал. Нарушает строгую симметрию лишь гробница похороненного здесь Шах-Джахана.

Великолепная усыпальница стоит в окружении прудов и кипарисовых парков на берегу реки Ямуны.

Ее наружные стены облицованы полупрозрачным мрамором и инкрустированы самоцветами. Здание расположено в саду, в который ведут величественные ворота.

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях

Архитектура

Общая форма комплекса, включая дополнительные постройки, — прямоугольная, с длинной стороной в 600 и короткой в 300 м. Планировка самого мавзолея напоминает планировку построенного ранее в Дели по проекту персидского архитектора мавзолея Хумаюна (завершён в 1654 году). Пятикупольный ансамбль мавзолея с четырьмя минаретами по углам размещается на квадратной платформе с длиной стороны 95,4 м, его максимальная высота приближается к 74 м (высота минаретов — 41 м). В архитектуре мавзолея совмещены персидские, индийские и среднеазиатские элементы. Стены выложены полированным белым мрамором из Макраны и инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями (в том числе яшмой, би­рю­зой, агатом, лазуритом, малахитом и сердоликом), что позволяет им отражать солнечный и лунный свет. Со всех сторон Тадж-Махал окружает, а прямо перед зданием расположен обширный мраморный бассейн, в водах которого, при определённом ракурсе, отражается всё сооружение.

Со внутренней стороны вдоль стен мавзолея проходит коридор, на каждом повороте которого размещена восьмиугольная камера. Во внутреннем зале в восьмигранной погребальной камере находятся кенотафы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана (захороненных в крипте под погребальной камерой). Кенотафы обнесены резной мраморной оградой, снаружи камеру венчает луковичный купол.

В архитектуре и планировке мавзолея скрыты многочисленные символы. Так, например, на воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечены четыре заключительных аята из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника:

«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

К западу от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника; симметрично ей с восточной стороны мавзолея расположен гостевой дом (джаваб). Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Нарушает эту симметрию лишь гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти. По главной оси комплекса разбит регулярный сад — чарбаг, на территории которого располагаются павильоны, каналы и фонтаны. Вдоль длинной оси сада площадью 300 м² располагается узкий зеркальный бассейн

В южной части комплекса расположен закрытый двор с четырьмя воротами, где находятся мавзолеи ещё двух жён Шах-Джахана — Ак­ба­ра­ба­ди-Бе­гум и Фа­тех­пу­ри-Бе­гум, а также служебные постройки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector