Топ-25: удивительные факты о соборе нотр-дам де пари

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Собор находится в центре города, поэтому без труда можно воспользоваться метрополитеном, следует выходить на следующих станциях:

  1. Hôtel de Ville находится в двух минутах неспешной ходьбы. Сесть нужно на поезд линии 1 или 11;
  2. St-Michel, линия 4;
  3. Châtelet, линия метро 7 или 14;
  4. Cluny – La Sorbonne, линия 10.
  • Удобный и, главное, быстрый вариант — электропоезд RER. Они ходят от центра к окраинам. Чтобы добраться сядьте на поезд линии В и С. Выходить нужно на станции с одноимённом названием Saint-Michel – Notre-Dame.
  • Кроме подземного, можно воспользоваться и общественным наземным транспортом, а именно городским автобусом. Через центр проходят следующие маршруты: 21, 21.27, 47, 85, 96.
  • И последний вариант, хотя он самый дорогой — такси. Даже если вы не знаете французского языка просто ткните пальцем в карту на нужное место, и таксист с ветерком доставит вас в пункт назначения.
  • А самое приятное времяпрепровождение — пешая прогулка, с осмотром самых интересных памятников культуры города.

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

Сен-Сюльпис на дежурстве

Пока непонятно, как повлияет на ход восстановительных работ расследование обстоятельств пожара. Пока оно также находится в самом начале. Основной версией следствия остается отсутствие умысла.

Сейчас вокруг собора действует периметр безопасности. Главная пасхальная служба пройдет поэтому в другом историческом соборе Парижа — Сен-Сюльпис. Импровизированный концерт во вторник вечером в честь спасения Нотр-Дама проходил также не у стен собора, а на площади Сен-Мишель на левом берегу Сены. Он прошел при активном участии молодых жителей столицы, и атмосфера его была по-настоящему праздничной. В одном можно не сомневаться: молодое поколение парижан обязательно увидит восстановление собора.

История строительства

В 1660 году, когда церковь в Париже стала «парижской церковью царей Европы», епископ Морис де Сюлли считал предыдущий парижский собор, Сент-Этьен (святого Стефана), который был основан в 4 веке, недостойным такой высокой роли, и тот был снесен вскоре после того, как он принял титул епископа Парижа. Согласно большинству основных мифов, этот проект принимался с недоверием; археологические раскопки в 20-м веке предположили, что собор Меровингов, который был заменен Сюлли, являлся массивной конструкцией, с пятью проходами к нефу и фасадом шириной в 36 метров. Похоже поэтому епископом были преувеличены дефекты первичной конструкции, чтобы помочь оправдать реконструкцию в новом стиле. Согласно легенде, Сюлли пришло видение великолепной новой парижской церкви, и он набросал его эскиз на земле перед первоначальной церковью.

Шпиль и восточная часть собора

Чтобы начать строительство, епископ разрушил несколько домов и проложил новую дорогу, чтобы перевозить материалы для остальной части собора. Строительство началось в 1163 году, во время правления Людовика VII, расходились мнения в том, заложил первый камень в фундамент собора Сюлли или Папа Александр III. Тем не менее, оба были на церемонии. Епископ де Сюлли продолжал посвящать большую часть своей жизни и богатства строительству собора. Строительство хора производилось с 1163 по 1177 года, и новый Высокий Алтарь был освящен в 1182 (это нормально, что восточная часть новой церкви была завершена первой, так что в западной части хора может быть возведена временная стена, что позволяет использовать ее без перерыва, в то время как медленно формируется остальная часть здания). После смерти епископа Мориса де Сюлли в 1196 году, его преемник, Юдес де Сюлли (не родственник) курировал завершение трансептов и подгонял строительство нефа, который был близок к завершению в момент его собственной смерти в 1208 году. На этом этапе был также выложен и западный фасад, хотя он не был завершен примерно до середины 1240-х годов. За весь период строительства на участке работало большое количество архитекторов, чему свидетельствуют различные стили на разных высотах западного фронта и башен. Между 1210 и 1220 годами строительство этажа с окном-розой и большими залами под башней курировал четвертый архитектор.

Наиболее значительные изменения в конструкции произошли в середине 13-го века, когда трансепты были реконструированы в последнем стиле Районнант; в конце 1240-х годов Жан де Шель добавил остроконечный вход северного трансепта, который завершало эффектное окно-роза. Вскоре после этого (с 1258 года) Пьер де Монтрей выполнил подобную схему на южном трансепте

Оба эти входа были богато украшены скульптурой; южный портал украшали сцены из жизни святого Стефана и различных местных святых, а северный — сценами младенчества Христа и историй о Феофиле в тимпане, с весьма важной статуей Богородицы с младенцем в трюмо

Сроки строительства собора:

  • 1160 – Морис де Сюлли (названный парижским епископом) заказывает снос оригинального здания;
  • 1163 – закладывается фундамент Нотр-Дам де Пари; начинается строительство;
  • 1182 – закончены апсида и хор;
  • 1196 – умирает епископ Морис де Сюлли;
  • 1200 – начинаются работы на западном фасаде;
  • 1208 – умирает епископ Юдес де Сюлли. Близится к завершению возведение нефа;
  • 1225 – закончен западный фасад;
  • 1250 – закончены западные башни и северное окно-роза;
  • 1245–1260-е – трансепты перестроены в стиле Районнант Жаном де Шелем, затем Пьером де Монтрей;
  • 1250–1345 – завершены остальные элементы.

Собор Парижской Богоматери — пожар в апреле 2019 года

Вечером 15 апреля 2019 года произошла страшная трагедия. В мансарде знаменитого храма началось возгорание, и пламя охватило верхнюю часть здания. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Готический шпиль высотой 96 м покосился и обрушился.

Горящий шпиль собора Парижской Богоматери

Полиция спешно эвакуировала всех людей с острова Сите. За катастрофическим пожаром наблюдали многие парижане и туристы. Огромные клубы дыма и языки пламени снимали на фото и видео. Верующие вставали на колени и молились. В это время расчеты из 400 парижских пожарных вели борьбу с огнем. Окончательно ликвидировать пожар удалось лишь утром следующего дня.

Последствия возгорания оказались ужасными. Деревянный каркас кровли, изготовленный в XII-XIII веках из 1300 первосортных дубов, полностью сгорел. От высокой температуры расплавились свинцовые листы на крыше. К счастью, рухнувший деревянный шпиль не повредил каменный свод собора, и неф остался целым. Обе башни собора тоже остались невредимыми.

Значительный урон получила ризница храма, в которой хранились бесценные христианские реликвии. Удалось спасти терновый венец Иисуса Христа. Пострадала часть внутренних помещений и две трети крыши. Однако, остались целыми старинный орган, средневековые витражии розетки.

Вид собора Парижской Богоматери после пожара 15 апреля 2019 года

Возле собора побывал президент Франции Эмманюэль Макрон. Он заявил, что культурно-исторический символ страны будет обязательно восстановлен. Было объявлено о сборе средств на реконструкцию Нотр-Дам де Пари. К середине дня 16 апреля 2019 года фонд восстановления Собора Парижской Богоматери получил пожертвований на сумму более 300 млн евро и средства продолжают поступать.

История собора Парижской Богоматери

Заложили фундамент будущего архитектурного шедевра еще в 1163 году, когда монархом Франции был Людовик VII, а строительство продолжалось целых 2 столетия. В 1345 году собор обрел свой нынешний облик. Когда Нотр-Дам де Пари только начинали возводить, доминирующим стилем в архитектуре был романский, сменившийся в процессе строения на готический, поэтому собор вобрал лучшее из этих двух направлений в архитектуре, чем и объясняется его архитектурный облик.

Разрушение памятника архитектуры

В разные времена к одному из старейших французских символов относились по-разному. Во время правления Людовика XIV были частично разрушены некоторые элементы памятника, однако самым сложным в истории собора стал XVIII век, когда революционный лидер Робеспьер угрожал снести Нотр-Дам де Пари. Он поставил условием налог на революционные нужды, который парижане исправно платили, чтобы защитить свой любимый архитектурный памятник.

Вид собора несколько изменился все равно – Робеспьер приказал разрушить фигуры королей, украшавшие фасад Нотр-Дам де Пари.

Роман Виктора Гюго

В начале XIX века собор был возвращен верующим, однако его состояние оставляло желать лучшего. Вмешался в судьбу архитектурного памятника великий французский писатель Виктор Гюго, написавший роман «Собор Парижской Богоматери», где образ собора становится главным героем. Данное творение стало необычайно популярным, как на родине писателя, так и за ее пределами

Гюго удалось обратить внимание властей на бедствующее положение парижского символа

Роман был опубликован в 1831 году, а уже через 10 лет началась масштабная реконструкция Нотр-Дам де Пари. Восстановление памятника продолжалось 23 года, а к облику собора были добавлены шпиль и галерея химер, без которых в настоящее время этот шедевр невозможно себе представить.

Собор в настоящее время

На сегодняшний день Нотр-Дам де Пари относится к наиболее посещаемым архитектурным памятникам Парижа. Кроме внешнего великолепия и грандиозных размеров собора, он привлекает паломников со всего мира, поскольку в нем находится одна из главных православных святынь.

В первую пятницу месяца, а также в каждую пятницу Великого поста паломники имеют возможность преклониться к Терновому венцу, который был одет на самого Иисуса Христа перед его распятием. Величайшая святыня хранится здесь с XIII века, куда она была привезена из Византии.

Еще в соборе есть гвоздь, которым, как утверждается, был распят Спаситель, но в подлинности этой святыни ученые-историки сомневаются.

Как добраться

Если вы в Париже, то добраться к Нотр-Дам де Пари можно без проблем. Воспользуйтесь метро линий 1,4, 7, 10, 11 или 14, а также линиями В и С. В период с понедельника по субботу с 8.00 до 19.00 зайти в собор можно бесплатно, а в воскресенье он закрывается на время проведения службы, которую туристам также посетить на возбраняется. Если вы хотите подняться на смотровую площадку, нужно будет заплатить 15 EUR, но открывающийся с нее вид стоит того. Иногда в соборе проводят концерты органной музыки, но чтобы попасть на них, необходимо уточнять информацию заранее.

В обычные дни очередей к этому архитектурному памятнику нет, но в дни общенациональных праздников или же во время вынесения Тернового венца попасть внутрь собора будет сложно, да и рассмотреть его во всей красе вряд ли удастся.

Нация строителей

Политики, однако, склонны к решению задачи в максимально сжатые сроки. Бывший министр культуры Жак Ланг полагает, что «для восстановления может быть достаточно и трех лет».  Президент Эмманюэль Макрон считает реалистичным пятилетний срок. «Мы — нация строителей и должны сделать собор еще прекраснее. И сделаем это за пять лет», — обещал глава государства.

В кругах экспертов не все настроены столь же оптимистично. По словам президента ассоциации архитекторов Шарлотт Юбер, «в первую очередь предстоит составить опись всего разрушенного, а это не делается за пять минут».

Нотр-Дам, как и другие ведущие французские соборы, находится в собственности государства, у которого много других обязательств. Но президент республики, однако, может опереться на поддержку известных промышленников и финансистов. Размер пожертвований от французских ведущих корпораций и бизнесменов на реставрацию собора Нотр-Дам превысил во вторник €600 млн. Среди меценатов, готовых спасти памятник истории, семья Бернара Арно, в чьем владении находится компания по производству предметов роскоши LVMH. Она направит на поддержку проектов €200 млн. Сопоставимый взнос намерена сделать компания L’Oréal, по €100 млн предоставят семейство Пино, владеющее компанией Kering, также производящей предметы роскоши, и руководство газонефтяной корпорации Total. 

Роман, который прославил собор

К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно – Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту. Глава романа “Собор Богоматери” рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает озабоченность, справедливо считая, что человечество может утратить уникальное сооружение.

Героиня – цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан – Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них состоялось свидание. В время свидания ослепленный ревностью Фролло ранит Феба и обвиняет в совершенном преступлении девушку. Ее приговаривают к смертной казни.

Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма – это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный – Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.

Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили – решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.

Интерьер храма

Теперь, отстояв длинную очередь (впрочем, она движется быстро), войдем внутрь собора Парижской Богоматери. Нотр-Дам потрясает посетителя своей величиной.

Внутри главного нефа вполне можно разместить 12-этажный дом. Как и задумывалось зодчими, в храме могли одновременно молиться все жители Парижа 13 века, которых в ту пору насчитывалось около 10 тысяч.

В интерьере собора просматривается многократное изменение планировки. Согласно канонам сакральной архитектуры, главный неф и поперечные трансепты должны представлять собой крест. Но эти боковые приделы шире и больше главного зала. Внутренние часовни продолжали множиться вплоть до 14 века.

Мелкие детали интерьера все время обновлялись, ведь существовала традиция преподносить Церкви 1 мая каждого года благочестивые дары. Поэтому в боковых приделах можно увидеть картины, скульптуры и предметы прикладного искусства разных эпох.

Следует обратить внимание также на хоры и рассмотреть изнутри изумительные витражи. В соборе есть и несколько захоронений

Самые древние из них – могилы Герцога Бретани Жоффре и королевы Изабо д’Эно.

Начало всех начал столицы Франции

Итак, мы в Париже! Для нас сбылась вековая мечта многих россиян: культурная столица мира, собрание музеев, памятников и парков – у ног нашей тургруппы. С чего начать путешествие по городу, где вы никогда не почувствуете себя чужим?

– Мы будем жить в гостинице, которая расположена в десятом округе. Куда там посоветуешь пойти? – спросил меня однажды друг, впервые устроивший парижские каникулы себе и своей возлюбленной.

– Выходите из гостиницы и идите к центру города. На каждом шагу встретите что-то такое, о чем читали, слышали, что видели в кино.

Где центр Парижа? Конечно, на острове Ситэ (Île de la Cité,в переводе – обжитое место), где, собственно, и зародилось первое поселение кельтского племени паризиев, позже, за полвека до нашей эры, превратившееся в римский город Лютеция. Ну а центр Ситэ – это, конечно, Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris).

Можно войти?

Приехали

Или все же пришли? Не важно. Главное – мы стоим возле потрясающего, величественного Собора Парижской Богоматери

Конечно, сначала хочется полюбоваться его архитектурными изысками снаружи, а уж потом окунаться во мрак почти тысячелетней истории.

Любуйтесь на здоровье, только сперва займите очередь. Или две: одну – собственно в собор, а другую – на крышу. Вход в сам Нотр-Дам без гида – бесплатный, но наверх даром не пускают. Подняться на крышу с экскурсоводом стоит 15 евро за право полтора часа любоваться видами Парижа, без экскурсовода – 8,5 евро за 45 минут. Группам – скидка 2 евро на человека (то есть со скидкой выходит 6,5 на душу), детям и подросткам до 18 лет – бесплатно, если они с родителями. Каждое первое воскресенье месяца с ноября по март за вход наверх денег не берут. Очередь желающих попасть именно в собор упирается в правый портал (святой Анны), а жаждущие воспарить над парижской суетой выстраиваются вдоль левой стены Норт-Дам.

Оставьте в очереди товарища и гуляйте себе, любуйтесь. Только менять своего постового не забывайте – все же счастливого мгновения у входа в собор иногда приходится ждать часа полтора, а у выхода на крышу – даже два. Конечно, можно сделать вид, что вы инвалид, и попросить друзей взять вас под руки, чтобы пройти всем троим без очереди, либо с папкой под мышкой сыграть роль вечно спешащего чиновника французского минкульта, либо и вовсе прикинуться жителем экзотической страны, который не понимает никакого языка, кроме родного, — и вперед! Но ведь могут и разоблачить. Хотя второй вариант у меня однажды сработал…

Сразу надо сказать покорителям высот Собора Парижской Богоматери: стоит заранее подумать, выдержите ли вы подъем в 422 ступени по узкой винтовой лестнице, на которой нет пути назад, ибо его преграждают такие же отчаянно смелые люди, как вы. И еще: лифтов и туалетов тут не предусмотрено – храм все-таки.

Собор открыт ежедневно: с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 17.30, с 1 апреля по 30 сентября – с 10.00 до 18.30. В июле и августе по пятницам и субботам Нотр-Дам работает до 23.00. Но в любой день посетителей прекращают пускать за 45 минут до закрытия, а при большом наплыве народа это время может быть увеличено. В плохую погоду на крышу могут и не пустить ради вашей же безопасности. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – собор закрыт.

Президент отменяет эфир

Впервые во французской политической истории президент отменил свое телевизионное обращение к нации всего за полчаса до эфира. Но у него не было другого выбора. Что значили бы любые слова на фоне происходящей драмы?

«Макрон поступил абсолютно правильно, — заметил один из ведущих исследователей социологической службы IFOP Фредерик Даби. — Как глава государства он должен объединять соотечественников. А сегодняшнее событие никого не может оставить равнодушным».

Всегда оживленный туристический квартал столицы был поражен словно ударом молнии. Власти закрыли доступ на остров Сите. На прогулочных катерах вдоль берегов Сены и на острове Сен-Луи замерли парижане и туристы со всего мира. У них на глазах огонь с огромной скоростью поглощал кровлю собора. В этот вечер на мосту через Сену «Понт-о-шанж» («Мост менял») молились сотни парижан. Многие безмолвно снимали невероятную сцену на мобильные телефоны.

Долгожданная весть пришла ближе к полуночи благодаря пятичасовым самоотверженным усилиям пожарных. «Мы можем считать, что структура Нотр-Дама спасена и сохранена в своей основе», — сообщил руководитель операции генерал Жан-Клод Галле.

Витражи собора

Неповторимый и характерный облик собору придают витражи, выполненные из разноцветных стекол. Они несут частицу «божественного света». Наполняют интерьер необычайной красотой, создают душевный трепет и заставляют восхищаться искусством величайших мастеров.

В храме 110 витражей, каждый заменяет настенную роспись. Самая знаменитая витражная мозаика находится с южной стороны. Огромное окно, изображающее розу, практически в первозданном виде сохранилось до наших дней. На витраже изображен Иисус Христос, в окружении святых.

Красота кафедрального собора поражает многие умы, он признан величайшим шедевром и занесен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гаргульи

Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает “глотка”. В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры – злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер – Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку – он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры – полными жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector